Все инструкции по работе с курсами и лэпбуками вы найдете на этой странице


Так вы будете уверены, что движетесь в правильном направлении.

Отмечать можете не каждый день, но как минимум один раз в неделю за каждый тип заданий (естественно, выбирайте те критерии, которые есть. Например, если в задании не было связной речи, оценивать ее мы не будем :).
Напишите себе все пункты, номер недели и рядом проставляйте баллы, внизу суммируйте все баллы:

Что оцениваем:

1. Грамматическое оформление речи (ошибки в согласованиях, употреблении предлогов и т.д.)
2. Легкость подбора слов для высказывания (скорость нахождения нужных слов)
3. Смысловая адекватность (ошибки в употреблении слов)
4. Построение предложений
5. Связная речь (построение развернутого высказывания - не одно предложение)
6. Уровень самостоятельности речи (способность выполнять речевые задания самостоятельно, без помощи)

ОЦЕНКА

1. Грамматическое оформление речи

3 балла — во всем задании все слова в правильной форме;
2 — самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
1 — форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контек­сте (например, «лисички» вместо «лисята» );
0 — неправильная форма слова или отказ назвать. Сюда же относятся варианты с переносом грамматических явлений языка страны проживания ("я жду на тебя", "я пишу с ручкой")

2. Подбор лексики

5 баллов — отсутствие трудностей, подбирает слова к заданию быстро;
3 — недлительный поиск нужного слова с его нахождением;
1 — нужные слова не найдены, заменены близкими по смыслу или фразой;
0 — далекая словесная замена или пропуск нужного слова.

3. Смысловая адекватность

3 балла — правильное выполнение, все слова точны и понятны;
2 — смысловая неточность (подобрано слово, неточно выражающее смысл происходящего "девочка делает письмо");
1 — смысловая неполнота (не совсем понятно, что ребенок имел ввиду);
0 — смысловая неадекватность, невозможность понять смысл высказывания. Сюда же относятся варианты с переносом явлений языка страны проживания ("ручка не идет" - не пишет, "дай в холодильник" - положи)

4. Построение предложений

3 балла — правильное построение фразы;
2 — неправильный порядок слов, пропуск одного члена предложения, использование помощи в виде одного вопроса;
1 — негрубые нарушения построения предложения, упрощение структуры предложения, исполь­зование развернутой помощи в виде нескольких вопросов;
0 — грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыду­щих пунктов. Сюда же относятся варианты с переносом явлений языка страны проживания ("Я не знаю, если он придет" - придет ли)

5. Связная речь

Много критериев для оценки!

5 баллов — текст изложен самостоятельно, развернуто и правильно, верно передан смысл происходящего;
4 — текст изложен самостоятельно и правильно, но неразвернуто;
3 — использование небольшой стимулирующей помощи;
1 — понадобилась развернутая помощь в виде наводящих вопросов;
0 — невозможность адекватной передачи текста, даже при оказании второго вида помощи.

___________

3 балла - предложения в рассказе плавно связаны между собой, ребенок использует разные варианты связи предложений;
2 — пропуск отдельных смысловых звеньев в рассказе, отсутствие связую­щих элементов, неоправданные однотипные повторы для связи, упрощение связующих элементов;
1 — выраженная тенденция к фрагментарности текста, перечислению деталей, событий без обобщающей сюжетной линии, неоднократные необоснованные повторы слов, грамматических конструкций;
0 — невозможность самостоятельного построения связного текста.

___________

5 баллов — рассказ оформлен грамматически правильно с использо­ванием сложных и разнообразных грамматических конструкций;
3 — рассказ оформлен грамматически правильно, но однооб­разно или имеются нарушения порядка слов;
1 — наблюдаются единичные негрубые ошибки;
0 — множественные ошибки.

___________

5 баллов — адекватное и быстрое использование вербальных средств (слов);
3 — длительный поиск слов или единичные близкие словесные замены;
1 — выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (близкие по смыслу!);
0 — далекие вербальные парафазии (неправильное употребление слов), неадекватное использование словесных средств.

6. Уровень самостоятельности речи

3 балла - ребенок говорит сам, без вашей помощи и подсказок, сравнивает, формулирует, делает выводы;
2 - ребенку требуются небольшие наводящие вопросы;
1 - ребенок ориентируется только на вашу помощь;
0 - ребенок может только повторить сказанное вами, самостоятельное высказывание не получается




Лэпбук - книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с малышами и способ организации учебного материала.

Почему мне нравятся именно лэпбуки, а не альбомы:

1. В процессе работы с лэпбуком ребенок учится подбирать и систематизировать информацию.
2. Лэпбук для ребенка не учеба, а игра и творчество, некий эффект открытия тайны, загадки.
3. Дети готовы пересматривать лэпбуки постоянно, поэтому материал усваивается намного лучше и без особых усилий, ведь повторять в игровой форме проще и приятнее.
4. Лэпбук - это просто потрясающе увлекательное занятие и для детей, и для родителей!

Как сделать лэпбук своими руками?

► Шаблоны лэпбуков
► Кармашки для лэпбуков

Также понадобятся картинки (распечатайте подготовленные мной или возьмите ваши собственные). Инициатива тут только приветствуется! Если малыш что-то хочет использовать - берите сразу, не раздумывая!

1. Оформите лицевую сторону лэпбука по теме: подпишите, нарисуйте картинку, как подскажет фантазия. Тут я даже ничего не советую. Советую только одно - поделиться фотографией вашего лэпбука в социальных сетях. Публикуйте их у себя с хештегом #domaporusski, или на страницах КЛУБА:





2. Заполняйте лэпбук по мере выполнения заданий урока. Кармашки выбирайте на свой вкус, никаких указаний на эту тему я тоже не даю. Пусть ваши лэпбуки будут индивидуальными, а ребенок проявит фантазию. К тому же с выбором кармашка у него появится еще один повод говорить по-русски ;)
Безусловно, можете добавлять что-то свое, чего нет в уроке!

3. Пересматриваете лэпбук и снова обсуждаете содержимое блокнотиков, книжек, конвертов, карточек, гармошек.



Помощь к заданиям, где необходимо говорить или читать с разной интонацией или голосом разных героев.

Игры для курсов с лексическими темами, которые помогут сделать обучение более интересным и в какой-то степени ввести слова в активную речь.

Логопедические тесты Е.М. Косиновой для детей от 2 до 7 лет (возраст смотрите на листочках перед заданиями)

Скачать часть 1
Скачать часть 2
Скачать бланки для оценки результатов



Часто в заданиях встречается слово "Копилочка". Это может самая обыкновенная коробочка, в которую вы будете складывать картинки или слова и доставать их по мере надобности.



Самое главное - обсудить с ребенком находилку. До поиска - где это можно найти, что это может быть. После нахождения отметить в дневнике (написать или нарисовать, вклеить фотографию или картинку). Очень полезно на следующий день вспомнить, что и где нашли вчера.
Помните, если что-то нельзя найти в окружающем пространстве, это всегда можно увидеть в телевизоре, магазине, в книгах и журналах, на рекламных плакатах!

Находилки самым маленьким даются по системе 3+2+2. Это значит, что вы работаете не с одной находилкой в день, а сразу с тремя (понедельник+ вторник + среда) и с двумя (четверг+пятница, суббота+воскресенье)
В первый день находите все 3 (или 2) вещи и обсуждаете(!), где они, какие они, для чего они нужны, что они могут делать, если это живые. Обязательно говорите: с этим можно играть, это игрушки. Заведите с ребенком дневничок и отмечайте в нем найденные вещи.
На следующий день посмотрите дневничок, вспомните, что вы искали и где нашли, и снова ищете. Вещи могут находится там же, а можете изменить место (если это возможно, конечно). Если вещи надо искать на улице, ищите не только те же самые, которые вы нашли в первый день, но и другие. Обращайте внимание ребенка на то, какими разными могут быть вещи с одним и тем же названием. Поскольку ваши находилки очень простые, ваша задача не просто их найти, а найти как можно больше разных вариантов этой находилки и их обсудить. Постарайтесь собрать как можно больше объектов. Обсуждайте с ребенком разницу. Подумайте вместе, где еще могут быть такие вещи, где их можно увидеть. Если ребенок еще плохо говорит, говорите сами, чтобы он вас слушал. Именно с этой целью для малышей даются находилки сразу на несколько дней: ребенок слышит повторы слов и фраз. Отмечайте в своем дневнике речи, когда он сам начнет сравнивать.



Самое главное, чтобы ребенок объяснил, почему в задании он принял то или иное решение, то есть ход своих мыслей. Если задание будет сделано молча (а в работе с иллюстрациями почти всегда можно обойтись без речи), то для речевого развития никакой пользы не будет!
Если ребенок не объясняет сам, задавайте ему вопросы!!



Как правило, к каждой игре есть подробное описание. Единственное, что можно дополнить, ориентируйтесь всегда на уровень речевого развития ребенка. Если ему сложно, помогайте сначала наводящими вопросами, если и это не помогает, говорите за него. В этом случае необходимо, чтобы ребенок повторил за вами.



Стишки можете заучивать, если ребенку это нравится, можете просто читать|повторять несколько раз в день и рассматривать картинки. Если ребенок будет договаривать лишь последнее слово, это тоже очень хорошо! Со временем он начнет повторять больше!



Работу с текстом проводить НЕОБХОДИМО, неважно, занимаетесь вы по курсам клуба или самостоятельно. Само по себе чтение малоэффективно! Тексты нужно разбирать! Только работа с текстом дает максимальный результат для развития речи, памяти, внимания и тд.
Используются, естественно, не все виды сразу. Выбирайте, какой вам интереснее, какой подходит к прочитанному тексту.

Варианты работы по ходу чтения

► Чтение с остановками +прием "дерево предсказаний". Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

► "Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)

После чтения всего текста (первичного, ознакомительного):

► Деление на смысловые части.

► Составление плана:
цитатный,
вопросный,
картинный,
модельный,
схематический,
из повествовательных предложений.

► Чтение по готовому плану.

► Пересказывание после чтения. Виды пересказа:
подробный,
краткий,
выборочный,
творческий.

► Восстановление деформированного текста.

► Инсценирование текста или отрывка.

► Выборочное чтение (с определенным заданием).

► Чтение в лицах.

► Чтение цепочкой (друг за другом) по предложению.

► Чтение абзацами.

► Чтение с пометками

► Поисковое чтение.

► Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

► Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.

► Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

► Нахождение и чтение образных слов и описаний.

► Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

► Нахождение самого длинного слова в тексте.

► Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

► Чтение с пометками непонятных слов.

► Кроссворд (игровая форма) погружения в текст.

Различные варианты работы с прочитанными книгами вы найдете в качестве бонуса к книге ""




КОЛОБОК

РЕПКА

ЗОЛОТОЕ ЯИЧКО

ЖАР-ПТИЦА