Речь – это огромный подарок природы, благодаря которому люди могут выражать свои мысли и чувства. Большинство людей говорят только на языке той страны, в которой родились и выросли. Нашим детям повезло, у них есть возможность свободно говорить еще на одном языке. И вот тут появляется проблема: ну и как же учить ребенка, чтобы русский язык действительно стал вторым родным?

                  В интернете везде советуют: один родитель - один язык. Все правильно, но на деле как-то получается совсем не так просто. Русский отстает, разговорного языка явно не хватает, ребенок просто не хочет говорить по-русски. А если уж и говорит, то так коряво, что лучше бы и не говорил. А с возрастом все сложнее и сложнее...

                  Недавно мне жаловалась мама 13-летней девочки, что ребенок говорит по-русски исключительно потому, что оба родителя русские и с немецким не в ладах. Но самое интересное, КАК девочка говорит по-русски. Она старательно избегает тем, где надо выстраивать предложения, предпочитает говорить словосочетаниями, а еще лучше просто словами: устала, буду, закончила, приду, сделала, сама, где?, можно?, трудно и т.д.
Примечательно, что мама воспринимает это за подростковую лень, хотя при этом признает, что после пары месяцев в России ситуация меняется.

                  Согласитесь, такую "речь" трудно назвать речью: налицо проблемы с языком. Кстати, с психологической точки зрения никаких доверительных отношений в этой семье между ребенком и родителями быть просто не может. Как ребенок расскажет маме о проблемах? Девочка просто понемногу отдаляется.

                  Но сейчас я хочу обратить внимание на фразу "ПОСЛЕ ПАРЫ МЕСЯЦЕВ В РОССИИ СИТУАЦИЯ МЕНЯЕТСЯ". Давайте подумаем, что она значит. Ведь "подростковая лень" на летних каникулах никуда не девается, а русским языком девочка там НЕ занимается вообще. Она просто находится на территории России и просто общается по-русски. ВСЕ! А ситуация берет и меняется. Это ли не наглядный показатель того, что для развития разговорной речи нужен ИМЕННО разговор, нужно ИМЕННО общение! Ничего другого тут не требуется.
                  Вот только обычные ежедневные домашние "разговоры" почему-то не приносят такой пользы.

                  ⇓ Почему же наших "разговоров" для развития речи не хватает? Давайте разбираться дальше и постараемся это изменить! ⇓

    Нам постоянно навязывают мысль, что для развития речи нам просто необходимы горы книг, нам нужно тщательно готовиться, проводить с ребенком часы, занимаясь по купленным книгам. И мы послушно покупаем книги, которые потом пылятся на полке. На них то не хватает времени, то неинтересно, то сложно, то мало,то непонятно как заниматься, то рассчитаны они явно на детей из России .... Мы откладываем занятия "на завтра", и это самое завтра все никак не наступает. Мы виним себя во всем смертных грехах, но ... все продолжается в том же духе. Знакомая ситуация? Кто из вас успешно занимается по книгам? Регулярно, с успехом? Как правило, это очень редкий случай. Чаще мы покупаем еще книгу, и еще, и еще, в надежде, что вот она-то окажется волшебной, и ребенок заговорит.

    Вспомните, когда воспитывали нас, то, в общем-то, не занимались с нами ни по каким книгам. Сейчас книг становится все больше и больше, но почему-то речь у детей даже в России становится все хуже и хуже.

    А дело-то все в том, что речь в большей степени развивается не от книг с громкими названиями, даже и хороших, а в общении. Тот же принцип: вы сколько душе угодно можете учить иностранный язык по книгам, но при необходимости не сможете связать и пары слов, не говоря уж о связном тексте.
    В нашем детстве общения было предостаточно, а современным малышам не достает катастрофически. Детям за границей тем более, поскольку по сути они растут в языковой изоляции.
    Мы в большинстве своем следуем мифу - чтобы развивать речь, надо уделить этому массу времени, надо сидеть, заниматься, корпеть над книгами и учебниками. И на все это времени у нас просто нет. А ведь это не так! Мы прекрасно можем развивать речь детей почти круглосуточно!
    Да, я прекрасно слышу, как вы мне возражаете :)! Вы и так каждый день с ребенком говорите, и при этом только по-русски, и требуете ответа только по-русски, но ситуация ничуть не меняется.



    Теперь моя очередь :) А вы обращали внимание, КАК вы говорите с ребенком? Я это называю "кухонный язык": возьми, принеси, завяжи. Дети вообще участвуют в этом процессе минимально. Если вы посчитаете, сколько и каких слов сказал ваш ребенок за день, удивитесь, уверяю вас! Посчитайте, не поленитесь. А еще лучше отследите в течение недели. Вы поразитесь "разнообразию" речевых средств и "содержательности" общения.

    Давайте разберемся, что представляет собой связная красивая речь.

    Связная речь ребенка - это развернутое высказывание, состоящее из нескольких предложений, которые могут быть описанием (собака – домашнее животное, у нее четыре лапы, хвост, она сторожит дом), повествованием (вчера я ходил в музей, видел там разных птиц и животных) или рассуждением (снег тает, потому что в комнате тепло).
    Давайте разберем фразу: Песок – это сыпучий материал. Он состоит из маленьких твердых песчинок. Из сухого песка трудно что-либо сделать, а из мокрого можно лепить.

    Согласитесь, ничего особенного, каких-то редких слов здесь нет, только самые обычные, которыми обладают дети со стандартным развитым языком. И в то же время, в повседневной речи мы практически не употребляем их. Кроме этого, чтобы построить такую фразу, нужно уметь подбирать ключевые слова, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства: предлоги, согласования существительных с прилагательными и глаголами.

    Так вот в обычной речи мы такими оборотами никогда не говорим! Сейчас вы видите, далеко не каждое общение будет «развивающим» для ребенка. По сути мы пользуемся небольшим набором слов. Да и не надо нам много. И комбинации фраз используем не все, а только самые привычные. А уж сколько вместо речи используем невербалики (жесты, мимика, интонация), и сами не замечаем!
    Так откуда же красивая речь может появится у наших детей? Значит, опять покупать книги, выделять время и .. Нет!



    Речь МОЖНО и НУЖНО развивать постоянно, ежедневно! У нас КУЧА времени для развития речи! Мы его либо не используем вообще, либо используем по минимуму. Главное – знать, как правильно использовать время для общения с малышом!
    Заниматься развитием речи в семье можно весело, с радостью, по ходу привычных дел, без лишних затрат денег и сил. Всё просто, доступно, всегда под рукой, а эффект дает потрясающий!

    Еще одно мое личное наблюдение.
    Если обучение не в радость маме, ребенок НИКОГДА не будет учится на все 100%. Дети считывают наше состояние на раз-два. Если и вам занятия в радость, речь будет развиваться легко и быстро.
    Если вы переживаете, что ничего не успеваете, если не уверены, что занятия принесут пользу, то и ребенок будет схватывать лишь малую часть.
    Перестаньте "выкраивать время", занимайтесь с удовольствием просто "по пути", и вы убедитесь, как легко дети могут без сложного "книжного" обучения точно и понятно выражать свои мысли, вести диалог, рассказывать о случаях из жизненного опыта, сравнивать и делать выводы, употреблять в речи яркие образные слова и многое другое!

    Самое главное, чтобы ребенок "заговорил", слова и фразы необходимо ГОВОРИТЬ! Да! Не вы, а ребенок САМ должен их ПОСТОЯННО говорить (я даже знаю, что вы сейчас думаете: "А он же не хочет". Вот над этим мы и будем работать в клубе!).
    Чтобы сразу вспоминать нужные слова, ими нужно пользоваться! Активный словарный запас увеличивается ТОЛЬКО в разговоре! Смотреть фильмы и читать книги очень полезно! Только этого недостаточно. Богатая речь — это разнообразие используемых слов, поэтому на языке надо РАЗ-ГО-ВА-РИ-ВАТЬ. И тогда вы с удивлением обнаружите, что русские слова сами приходят в голову малыша, русский язык больше не кажется ему тяжелым и скучным.
    Вдруг окажется, что он:
    - умеет образно и грамотно выразить свою мысль,
    - умеет отстоять своё мнение и обосновать его,
    - умеет слушать и слышать собеседника, понимать его и вести с ним диалог,
    - умеет сравнивать, обобщать и делать выводы.



То есть, вы можете получить великолепный результат, какого у вас еще никогда не было!
Опыт моей работы показывает, что дети, даже самые маленькие, с удовольствием что-то обследуют, узнают свойства предметов, пытаются ответить на вопросы: Почему плавают рыбы? Как делают сыр? Можно ли увидеть воздух? Откуда берутся лужи?
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность,тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее будет развиваться речь. Поэтому в своем обучении я стараюсь как можно больше использовать такой интерес детей. К тому же, любые эксперименты и открытия невозможны без усвоения новых слов. В процессе "добывания информации" у детей формируются умения отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, делать элементарные выводы. Дети наблюдают, экспериментируют, рассматривают, думают, ищут дополнительную информацию. Им предоставляется возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания. Значит, мы не только расширяем словарь ребенка, но и учим более полному пониманию значений слов. Не к этому ли мы стремимся?

Мы все знаем, что если отвезти ребенка в Россию хотя бы на месяц, его русский язык улучшится в разы. Самое частое, что я слышу - "Нуууу, в России-то, это понятно, а что делать нам, если нет возможности отвезти ребенка на лето в Россию? У нас все по-другому!" Меня такой подход всегда удивляет, неужели вы действительно считаете, что вне России нельзя разговаривать? Да, посещение России даст больше в силу объема информации и мотивации. Но вы ТОЖЕ можете дать очень много! День за днем говорить на РАЗНЫЕ темы, давать ребенку РАЗНЫЕ речевые образцы. Разве это невозможно? У вас есть другое преимущество - ежедневное общение круглый год! Пользуйтесь этим, не теряйте времени!
Не сомневайтесь, правильное грамотное повседневное речевое общение — это фундамент, основа развития речи. Без него все остальные усилия могут не принести желаемого результата.

Попробуйте, и вы убедитесь, как эффективна методика! В клубе вы получите готовый материл, который превратит ваш "кухонный" язык в полноценный и развивающий.


И не забывайте, что для ребенка, впрочем, как и для любого взрослого важна мотивация.

Занималась я как-то с мальчиком 4-х лет. Мама долго и безуспешно пыталась научить его считать и уже подозревала, что у мальчика проблемы с развитием. На вопрос "сколько", он всегда отвечал "много", даже не пытаясь посчитать. После логопедического занятия я предложила ребенку взять наклейки с условием, что он может взять столько, сколько сможет посчитать. Досчитал аж до девяти :).
Поэтому учитывайте, что дети часто не хотят говорить из-за отсутствия мотивации.

Что может мотивировать ребенка?

► Во-первых, конечно же, интерес и юмор. Будете вы активно участвовать в диалоге на тему новинок заборо-строительной техники? А как насчет обсудить новые видео в фейсбуке? Думаете, у детей не так?
► Во-вторых, само собой, какой-то подарок, причем не всегда материальный. Больше об этом можете прочитать на странице ВОПРОСЫ|ОТВЕТЫ